Защита деловой репутации

Деловая репутация юридического лица – это нематериальный актив, имеющий самое существенное значение для успешности деятельности организации.

Не соответствующая действительности информация, распространенная в отношении юридического лица в средствах массовой информации, в сети Интернет или иным способом, может помешать получить заказ, победить в конкурсе, заключить сделку, добиться выделения кредита. Предлагаемые условия сотрудничества для компании с запятнанной репутацией всегда хуже.

В результате проведенного информационного поиска, под воздействием "черного пиара" многие отказываются от сотрудничества с партнером, чья деловая репутация вызывает сомнения, который может обмануть или уличен в других неодобряемых деловым сообществом действиях. В этих случаях даже перевод деятельности в новое юридическое лицо и ребрендинг не является выходом, т.к. тень подмоченной репутации через ее менеджеров перейдет на новую компанию.

Отказ от действий по защите собственной деловой репутации – путь к потере бизнеса. Если вы воздерживаетесь от признания распространенных в отношении вас сведений недействительными, то ваши партнеры и клиенты могут счесть распространенные сведения достоверными. Противостоять негативному пиару необходимо.

Своевременное обращение к адвокату для правовой защиты деловой репутации организации позволит снизить или даже свести на нет вред от диффамации. При этом расходы на юридические услуги адвоката при выигрыше дела будут взысканы с лица, распространившего не соответствующие действительности порочащие деловую репутацию сведения.

Верховный суд определил не соответствующие действительности сведения как утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Лицо, в отношении которого была допущена диффамация, вправе требовать по суду опровержения порочащих его деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Обязанность доказать правдивость распространенных в отношении вашей организаций сведений будет возложена на ответчика. Вы будете должны доказать два обстоятельства – факт распространения ответчиком сведений и их порочащий характер.

Если сведения были размещены в печатном СМИ, то документальное подтверждение факта распространения сведений, как правило, получить несложно – достаточно экземпляра, в котором опубликованы сведения. Если сведения распространены в традиционном электронном СМИ (в теле- или радиоэфире), то предоставляется запись эфира и ее расшифровка. Если в сети Интернет, то посредством обеспечения нотариусом доказательств с составлением нотариусом протокола осмотра страниц в сети Интернет и их распечаткой (известного в сети под странным названием "нотариально заверенный скриншот").

Невозможность установить лицо, распространившее сведения, не препятствует обращению в суд для признания их не соответствующими действительности.

Если не соответствующие действительности сведения распространены в средстве массовой информации, то не всегда следует спешить и сразу обращаться в суд с иском о защите деловой репутации. Лицо, в отношении которых в СМИ распространены не соответствующие действительности сведения, имеет право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации. Редакции СМИ не заинтересованы в увеличении количества предъявленных к ним исков, тем более в случае, когда недостоверная информация была распространена ненамеренно. Поэтому они часто с охотой помещают ответ-опровержение в согласованной форме, в том числе в форме интервью с руководителем организации.

Организация, чьей деловой репутации в результате диффамации был причинен вред, вправе не только требовать признания распространенных сведений не соответствующими действительности, но и размещения опровержения и компенсации причиненного репутационного вреда.

Оценка размера причиненного репутационного вреда зависит от того, насколько распространенные сведения сказались на деловой репутации и деятельности организации, размера охваченной диффамационным сообщением аудитории, характера распространенной информации, от наличия возможности восстановить репутацию посредством опровержения и т.д.

Сложность представляют случаи, когда не соответствующие действительности сведения изложены в заявлении в государственные органы. По ставшему общим правилу, авторы таких заявлений не несут ответственности за содержащиеся в подобных заявлениях не соответствующие действительности сведения, т.к. обращение в государственные органы является конституционным правом.

Но если содержащее не соответствующие действительности сведения заявление направлено в государственных орган исключительно в целях нанести вред деловой репутации юридического лица, то ответственность автора такого заявления за диффамацию наступает по общим основаниям. Если же заявление адресовано в правоохранительные органы и содержит в себе заведомо ложное обвинение в совершении преступления, то такое действие подпадает под ст. 306 УК РФ.

Наибольшая сложность дел о защите деловой репутации состоит в разделении мнений и суждений от не соответствующих действительности сведения. Каждому гарантировано право иметь и выражать свои мнения, убеждения и оценочные суждения, в связи с чем ответственность за их высказывание невозможна. Критерием обычно служит возможность проверки изложенных сведений, но, в любом случае, граница определяется индивидуально в каждой конкретной ситуации.

Я оказываю юридические услуги по защите деловой репутации, в том числе в части представления интересов организации в арбитражном суде по соответствующему иску. Стоимость ведения дела в арбитражном суде по иску о защите деловой репутации указана в соответствующем разделе сайта.

Правовые акты:

Адвокат по защите деловой репутации
+7 495 181-05-08
v@rozdestvin.ru
Москва, ул. Хавская, 11
Отправить запрос